Словарный запас. Словарный запас – показатель интеллектуального развития человека Сколько слов знает среднестатистический человек

Сколько слов в английском языке? Oxford English Dictionary содержит около 500 000 словарных статей, не учитывая специфические научные слова и выражения (которых насчитывается еще порядка 500 000). А как вы думаете, какой средний словарный запас иностранного языка дает вам средняя школа за время обучения? Правильный ответ – около 2500 слов. Мало ли этого набора? Тут уже надо исходить из ваших целей. Для общения с иностранцами на деловые темы – однозначно мало. Для чтения несложных текстов в интернете – более чем достаточно. Если быть точнее:

400–500 слов – активный словарный запас для владения языком на базовом (пороговом) уровне.
800–1000 слов – активный словарный запас для того, чтобы объясниться; или пассивный словарный запас для чтения на базовом уровне.
1500–2000 слов – активный словарный запас, которого вполне хватит для того, чтобы обеспечить повседневное общение в течение всего дня: или пассивный словарный запас, достаточный для уверенного чтения.
3000–4000 слов – в общем, достаточно для практически свободного чтения газет или литературы по специальности.
Около 8000 слов – обеспечивают полноценное общение для среднего европейца. Практически не нужно знать больше слов для того, чтобы свободно общаться как устно, так и письменно, а также читать литературу любого рода.

К этим данным пришел известный шведский полиглот Эрик Гуннемарк, основатель Международной ассоциации `Amici Linguarum` (`Друзья языков`). Более того, он составил набор минимального количества слов и выражений, которые необходимо знать, для порогового уровня владения языком, назвав их Минилекс и Минифраз.

Интересно, а какой средний уровень словарного запаса у рядового пользователя сети и у вас лично? Об этом расскажу дальше.


В результате исследования, проведенного совместной американо-бразильской группой, были выявлены интересные результаты. Например, на нижеприведенном графике показано, как увеличивается словарный запас с возрастом у носителей языка (в данном случае английского).


В опросе приняло участие 200.000 человек, что говорит о его высокой точности. Из графика видно, что между 3 и 16 годами наш словарный запас растет со скоростью 4 новых слова в день (если быть точнее, 3.8 слова). В возрасте от 16 до 50 лет темп роста сокращается до 1 в день (точнее 0.85). И наконец, после 50 словарный запас остается примерно на одном уровне.

А какой средний запас английских слов у пользователей интернета, для которых английский язык не является родным? На этот вопрос ответит диаграмма ниже.


В ней не учтены пользователи с запасом слов ниже 1000. Как мы видим, большая часть пользователей, изучающих английский язык (4,7%), имеет личный словарный запас на уровне 4500 слов. Вы можете проверить уровень своих знаний всего за пару минут (ссылка в конце статьи) и сравнить его с данными показателями.

Давайте посмотрим на некоторые другие интересные выводы. На следующей диаграмме приведена активность учеников в классных занятиях (ответы на вопросы, общение) от уровня словарного запаса.


Как и ожидалось, ученики с наилучшим знанием слов участвуют в процессе урока наиболее активно, но это не является основополагающим фактором.

Следующая диаграмма отвечает на вопрос: как часто вы пользуетесь знаниями английского языка в жизни (при просмотре телевизора, путешествуя, слушая песни и т. д.)


Опять же с ростом словарного запаса учащиеся чаще начинают использовать язык в повседневной жизни, причем те, кто сталкивается с английским языком часто, имеет вдвое больший запас слов.
Если вы путешествовали в англоязычные страны, как долго вы там находились?


Из диаграммы мы видим, что люди с запасом от 7000 до 10 000 слов находятся за границей в общей сложности менее года. Каждый последующий год пребывания в англоязычной стране в среднем прибавляет к вашему первоначальному запасу 850 слов, что соответствует 2,35 слову в день (в сравнении с американским подростком, чей запас слов увеличивается на 0,85 слова в день).

Занимаетесь регулярно. Лучше понемногу ежедневно, чем раз в неделю несколько часов подряд.
Носите с собой распечатанные карточки слов, либо пользуйтесь соответствующими мобильными приложениями.
Читаете как можно больше, даже если плохо воспринимается текст (об этом методе рекомендую прочитать книгу Николая Замяткина, который советует учить читать тексты без использования словаря).
Учите как можно больше наизусть.
Наклейте стикеры на различные предметы в комнате с английским значением и переводом.
Регулярно повторяйте слова, желательно проговаривая их вслух. Даже русские слова забываются, если их долго не повторять и не использовать.
Для трудно запоминаемых слов используйте ассоциации. Чем ярче образ, создаваемый ассоциацией, тем лучше запомниться слово.
Язык - крепость, и штурмовать ее надо со всех сторон и всеми средствами, поэтому любая практика - основа успеха, поэтому используйте малейшую возможность, чтобы говорить, читать, писать на изучаемом языке.
Не бойтесь ошибок. На них учатся! Излишняя скромность здесь не помогает, а некоторая самоуверенность не помешает.
Используйте время, которое обычно безнадежно пропадает - поездки в городском транспорте, ожидание приема и т. д.
Полезно обратить внимание
Для статьи использовался материал сайта проверки словарного запаса: http://testyourvocab.com
Примером добротного словаря основного словарного запаса можно считать словарь, выпущенный Э. Клеттом в Штутгарте, 1971, под названием «Grundwortschatz Deutsch» («Основной словарный фонд немецкого языка»). В нем дано по 2000 самых необходимых слов на каждом из избранных шести языков: немецком , английском, французском, испанском, итальянском и русском.
Книга Э. Гуннемарка, в которой он более подробно рассказывает об изучении слов, называется ”Искусство изучать языки”. Ее сложно найти в продаже (в Московском Библио-Глобусе отсутствует с 2005 года). Поэтому рекомендую скачать электронную версию .
Курс Минилекс и Минифраз Гуннемарка , а также 2000 наиболее употребляемых английских слов , можно пройти на сайте пополнения словарного запаса WordSteps
Книга Н. Замяткина: “Вас невозможно научить иностранному языку ” рекомендуется к почтению для начинающих изучать язык.

«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Вам не хватает слов, чтобы правильно выразить свои мысли? Если перед вами встал вопрос «?», эта статья будет вам полезна.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека , тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Пополнить словарный запас русского языка вам помогут следующие рекомендации:

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса

  1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали? Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день. Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам? Попробуйте употребить каждое из них, как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными. Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь, произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;
  2. Общение - это основной источник пополнения словарного запаса человека .Вовремя разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;
  3. Читайте, чтение книг полезно . Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам. Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, - произносим, поэтому лучше запоминаем);
  4. Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом. Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове - тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память . Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи;
  5. Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.
  6. Кроссворды - это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса . Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;
  7. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени, чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг. Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития.

Способы запоминания новых слов


Задачей исследования было определить объём пассивного словарного запаса носителей русского языка. Измерение проводилось с помощью , в котором респондентам предлагалось отметить знакомые слова из специальным образом составленной выборки. По правилам теста слово считалось «знакомым», если респондент мог дать определение хотя бы одному его значению. Методика теста подробно описана . Чтобы повысить точность теста и выявить респондентов, проходящих его неаккуратно, в тест были добавлены несуществующие слова. Если респондент отмечал хотя бы одно такое слово как знакомое, его результаты не учитывались. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек (из них прошло тест аккуратно — 123 тысячи).

Для начала, проанализируем влияние возраста на словарный запас.

На графике показаны перцентили полученного распределения. Например, самая нижняя кривая (10-ый перцентиль) для 20 лет даёт 40 тысяч слов. Это означает, что 10% респондентов этого возраста имеют словарный запас ниже этого значения, а 90% — выше. Выделенная синим центральная кривая (медиана) соответствует такому словарному запасу, что половина респондентов соответствующего возраста показали результат хуже, и половина — лучше. Самая верхняя кривая — 90-ый перцентиль — отсекает результат, выше которого показали только 10% респондентов с максимальным словарным запасом.

Из графика видно следующее:

  1. Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется.
  2. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. Эта величина кажется неестественно большой, но объясняется тем, что в тесте производные слова учитывались отдельно, как самостоятельные.
  3. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов.
  4. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза.
  5. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день.
  6. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго. Интересно, что этот возраст примерно совпадает с выходом на пенсию.

Теперь разделим всех респондентов на группы по уровню образования. На следующем графике изображены медианы словарного запаса этих групп. Кривые начинаются и заканчиваются в разных местах из-за того, что статистика по всем группам разная — например, респондентов с неоконченным средним образованием старше 45 было недостаточно много, чтобы результаты были статистически значимы, поэтому пришлось оборвать соответствующую кривую так рано.


Из графика можно узнать, что

  1. Возможно, насыщение словарного запаса наступает в разном возрасте в зависимости от образования. Так, у респондентов со средним специальным образованием насыщение можно определить в районе 43 лет, с высшим — в 51 год, у кандидатов и докторов — в 54 года. Это можно было бы объяснить спецификой работы респондентов — скорее всего, обладатели ученой степени продолжают штудировать различную литературу даже в зрелом возрасте. Или постоянная жизнь в университетской среде, с ее обилием общения с образованными людьми разных специализаций, постоянно подбрасывает новые слова. Однако с технической точки зрения такие выводы пока делать не стоит — получившиеся кривые достаточно шумные, и очень сложно определить точно, где же начинается насыщение. Возможно, дальнейший набор статистики позволит увидеть зависимость возраста насыщения от уровня образования (если она есть) более чётко.
  2. Разницы в словарном запасе между теми, кто поступил в университет, но не доучился, и теми, кто прошел этот путь до конца, практически нет (студентам: это не значит, что можно не ходить на лекции).

Теперь исключим влияние возраста, оставив в выборке только респондентов старше 30 лет. Это позволит сконцентрироваться на образовании.


Из графика мы видим следующее:

  1. Закончившие только школу респонденты знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в своё время.
  2. Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  3. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  4. Кандидаты и доктора наук знают в среднем 86 тысяч слов. Таким образом, ученая степень прибавляет около 5 тысяч единиц словарного запаса по сравнению с высшим образованием.
  5. Образование, конечно, влияет на размер словарного запаса. Однако разброс внутри каждой группы с одинаковым образованием значительно больше, чем разница между средними значениями групп. Иными словами, не закончивший школу человек вполне может знать больше слов, чем кандидат наук. Вот конкретные цифры — 20% респондентов с незаконченным средним образованием, показавшие лучший результат для своей группы, имеют словарный запас, превышающий словарный запас половины респондентов с ученой степенью. Скорее всего, они больше читают на разные темы, интересуются и разбираются в большем количестве областей.

Получившиеся в результате исследования величины словарного запаса — десятки тысяч слов — кажутся довольно большими. Этому есть две причины. Во-первых, измерялся пассивный словарный запас (слова, которые человек узнаёт в тексте или на слух), а не активный словарный запас (слова, которые человек использует в речи или на письме). Эти запасы отличаются в разы — пассивный всегда значительно больше. Подсчитанные словарные запасы писателей, например, являются именно активными. Во-вторых, в тесте все производные слова учитывались отдельно (например, «работа» и «работать», или «город» и «городской»).

Отдельно хочется заметить, что полученные результаты не дают представление о словарном запасе «среднестатистического» (если такой вообще существует) носителя русского языка. Например, уровень образования респондентов, прошедших тест, значительно выше общероссийского — 65% респондентов имеют высшее образование, тогда как в России таких только 23% (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Затем, очевидно, что респонденты, прошедшие интернет-тест, в основном являются активными пользователями интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). В конце концов, далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же респондентов таких — 100%. Логично предположить, что полученные по такой особенной выборке результаты словарного запаса должны быть несколько выше «среднестатистических».

Итак, полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования. Очевидно, что есть и другие факторы, влияющие на словарный запас — чтение, общение, работа, хобби, образ жизни. Всё это — темы для следующих исследований.



Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Богатый словарный запас: методы, способы и приемы его увеличения

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса:

1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали?

Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день.

Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам?

Попробуйте употребить каждое из них , как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными.

Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь , произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;

2. Общение - это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними.

Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;

3. Читайте, чтение книг полезно. Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам.

Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, - произносим, поэтому лучше запоминаем);

4. Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом.

Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове - тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память. Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи ;

5. Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.

Кроссворды - это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса. Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;

6. Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени , чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг .

Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития. опубликовано

Как вы считаете, сколько слов знает среднестатистический человек? Все помнят известный отрывок из бессмертного произведения Е. Петрова и И. Ильфа «Двенадцать стульев» о сравнении словарного запаса Шекспира и Эллочки-Людоедки. Эту же цитату можно привести как подтверждение гипотезы, что лексикон человека зависит от того, что из себя представляет этот самый человек. Например, необразованного человека или маленького ребенка составит несколько сотен; грамотного - несколько тысяч.

А у таких гениев, как Пушкин или Шекспир и до пятнадцати тысяч наберется. К слову, на счет последних следует внести уточнения. Четырехтомный «Словарь языка Пушкина» насчитывает 21 191 слово. Ученые посчитали именно такое количество слов, употребляемых во всех письмах и произведениях известного русского поэта. Словарный запас великого английского драматурга насчитывает чуть меньше - около пятнадцати тысяч слов. Но по некоторым данным, их около восемнадцати тысяч. В отношении к обычным людям картина выглядит несколько иначе. Но для начала разберемся, что такое лексикон. Также определим понятия пассивного и активного словаря. Итак...

Что такое лексикон?

С древнегреческого означает «слово», «оборот речи». Точное лексикон, звучит так: соединение слов того или иного языка, части слов или языка, которыми владеет конкретный человек или определенная группа людей. Лексика - это центральная часть языка, которая именует, формирует и передает знание о каких-либо явлениях или объектах. Иными словами - это языковой раздел, который изучает слова, произношение, состав речи и т. д.

Пассивный и активный словарь

Когда речь идет об определенном наборе слов, которые человек ежедневно употребляет в своей речи, которые использует для выражения своих чувств и мыслей, то это подразумевает активный словарный запас. Употребляемость и комбинаторика таких слов может быть разнообразной. Но это все равно «орудие» мыслей, чувств, действий. В случае, когда человек не использует определенные слова, но знает их значение (зачастую очень приближенное), узнает в читаемом тексте, то имеется в виду пассивный словарный запас. К пассивному лексикону относят слова специального употребления: неологизмы, архаизмы, многие диалектизмы и тому подобные.

Количество слов в лексиконе

Следует отметить, возвращаясь к вопросу, что такое лексикон, что активный и пассивный словари у каждого человека индивидуальны. Это зависит от возраста, профессии, общего культурного уровня, личных качеств, вкусов и даже места проживания человека. Согласно статистике, активный словарь взрослого человека с высшим образованием составляет семь-девять тысяч слов. Пассивный - двадцать-двадцать четыре тысячи. Хотя в повседневном общении мы обходимся всего лишь одной-двумя тысячами слов. Говорят, что возможности человеческой памяти практически безграничны. Поэтому можно спокойно увеличивать свой словарный запас и учить иностранные слова, тем самым обогащая русский лексикон.